Из каких частей состоит растение и какие функции они выполняют?

Классификация органов

Различают также вегетативные и генеративные органы Покрытосеменных растений. На схеме или фотографии различить их невозможно, поскольку данная классификация является функциональной. Вегетативные органы обеспечивают рост, минеральное питание, осуществление фотосинтеза. Это корень, стебель и листья. Их функцией является и вегетативное размножение. В ходе этого процесса новый организм развивается из многоклеточной части материнского.

Генеративные органы обеспечивают половое размножение. К этой группе относятся цветок, плод и семя. Рассмотрим строение каждого органа более подробно.

Части растений для детей: схемы и картинки

Растения играют важную роль в нашей жизни. Мы знаем комнатные и дикие растение. Комнатные растут у нас на подоконниках в горшках, и многие дети хорошо с ними знакомы.

Также огромное значение имеют лекарственные растения: на основе них изготавливаются многие препараты в медицине. Рассказывая детям о лекарственных растениях, не забудьте упомянуть подорожник. Дети обязательно должны знать, как выглядит подорожник. Ребята много бегают на улице и часто падают, обдирая коленки. Лучшим лекарством от ран и царапин может стать подорожник, если вовремя приложить в ранке чистый листик. Подорожник – наш надежный друг в походах, когда под рукой может не оказаться лекарств. Сок этого растения часто настаивают на спирту и пьют от простудных заболеваний. Так что подорожник должен знать «в лицо» каждый ребенок.

Как лучше познакомить детей с растениями? В этом помогут изображения, раскраски, загадки и стихи на нашем сайте.

Материалы по теме

Знакомить детей нужно не только с внешним видов растений, в чем родителям или воспитателя поможет подробное описание. Им полезно будет получить информацию о том, какие части содержат растения. Строение растений представлено в картинках и схемах на нашем сайте.

В этой статье моего блога Вы можете бесплатно скачать картинки, раскраски, загадки и стихи, а также игру для самых любознательных малышей про части и строение отдельных растений. Игра называется «Детям о растениях». В ней Ваш ребенок познакомиться со всеми известными цветами, узнает, каковы их части и строение. Каждый цветок состоит из цветка, листьев, стебля и корней. Игра состоит из цветных картинок — цветов, которые Вы можете разрезать на карточки и соединять, как пазлы.

Строение растений

Скачать игру «Детям о растениях» можно здесь совершенно бесплатно — нажмите на картинку ниже. Здесь можно узнать, каково строение цветка, и каковы его части.

В эту игру можно играть как индивидуально, так и можно применить в школах раннего развития и детских садах. Она хорошо дополнит любые занятия о растениях и подойдет даже в качестве первого знакомства детей с растениями. С помощью игры «Детям о растениях» Ваш ребенок расширит кругозор, узнает, какие части и строение, а кроме того, такие игры развивают мелкую моторику пальцев рук, тем самым стимулируют развитие речи и, конечно же, память, внимательность, логику и усидчивость.

Раскраски

Огромную роль в развитии малыша могут играть раскраски. В них можно встретить как комнатные, так и лекарственные растения, например, подорожник, ландыш, герань и т.д.

Раскраски не только дадут понятие о частях растений, но и позволят детям узнать, какого они цвета. Раскраски развивают усидчивость, чувства цвета и тени, внимательность.

Стихи и загадки

Украсить интересные задания и игры о растениях могут стихи и загадки. Одним из главных героев поэтических произведений является ландыш. Цветет ландыш весной: его соцветия очень похожи на колокольчики, а удивительно белый цвет символизирует чистоту. Именно поэтому ландыш у многих поэтов присутствует в посвящениях весне и любви. Стихи и загадки где присутствует ландыш, являются одними из самых распространенных. Загадки развивают сообразительность, смекалку, а стихи полезны для памяти.

В загадках и стихах обычно присутствуют дикие растения, но можно встретить и комнатные.

Развивающие задания по теме

Используйте все формы заданий для развития детей: они обязательно принесут пользу. Развивайтесь с удовольствием!

Видео презентации по теме

https://youtube.com/watch?v=B_NggMoBJbM

Аудио сказка про лекарственные растениях

Органы покрытосеменного растения схема 6 класс сонин рабочая тетрадь

35. Дайте определение

36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами

37. Заполните таблицу «Органы цветкового растения»

38. Выполните задания

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют

2) Нарисуйте схему этой системы

3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют

4) Нарисуйте схему этой системы

39. Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система

б) мочковатая корневая система

40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами

41. Заполните таблицу «Особенности строения корня растения»

Генеративная часть

Генеративная часть служит для образования плода и семян. Поговорим о тех частях схемы цветка, которые непосредственно участвуют в процессе размножения. Они называются репродуктивными органами. К ним относятся пестик и тычинки.
Рис. 3. Опыление цветков

Тычинки

Тычинки, по мнению ботаников, являются мужскими органами.Количество может быть разным. Например, у цветка орхидеи всего одна тычинка, а у мимозы – сотни. У некоторых растений присутствует несколько видов тычинок. Они могут располагаться отдельно друг от друга или срастаться.Если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что у тычинки несколько частей. У нее есть:

  • Тычиночная нить, которая нижним концом “привязана” к цветоложу.
  • На свободном конце находится пыльник, который тоже имеет сложное строение. Он состоит из двух долек, между которыми находится кусочек той самой тычиночной нити, он еще называется связником.
  • В свою очередь, каждая доля пыльника тоже разделена на два пыльцевых мешка – их называют гнездами или зернами. Но для того, чтобы увидеть, из чего состоит пыльник, его надо препарировать, потому что снаружи он покрыт эпидермой. Под ней располагаются еще несколько защитных слоев, исчезающих по мере созревания. В пыльнике образуются споры.

Пестик

Главную роль в размножении цветковых растений играет пестик. Это фактически яйцеклетка, из которой формируется плод. Он образован плодолистиками, которые находятся внутри цветка. Пестик – женский элемент. По сочетанию мужских и женских элементов цветы делятся на два типа:

  • обоеполые;
  • однополые.

Кроме того, по сочетанию мужских и женских цветков на одном растении его относят:

  • к однодомным;
  • к двудомным;
  • к многодомным.

Клеточное строение растений — из чего состоит живая растительная клетка: оболочка, цитоплазма, ядро, рибосомы, органоиды, структура

Растительная клетка имеет следующее описание:

Внешняя мембрана – плазмалемма. Тонкий пленочный покров, образованный из воды, белков и фосфолипидов. Оболочка имеет прочную влажную и эластичную поверхность, со способностью к ускоренному воссозданию собственных границ. Ее строение, одинаково характерно для всех растительных мембран. Клеточная мембрана окружена плотным каркасом – клеточной стенкой. Это водоустойчивый полисахарид – клетчатка. Данная поверхность, защищает клетку от внешних воздействий и контролирует баланс веществ, поступающих внутрь клетки, способствует обмену энергией, участвует в питании, соединении клеток и фагоцитозе, следит за нормой жидкости и выведением остаточных продуктов жизнедеятельности.

Плазмалемма

Эндоплазматическая сеть – мелкие каналы, которые устланы мембраной и пронизывают непрерывно весь покров. Эта особенность, помогает передавать питательные элементы, от одной клетки к другой. Данный способ передачи задействован в распространении информации и химических реакций между клетками.

Строение и функции

  • Поры – проходы, располагающиеся во втором ярусе прослойки. В этой части, присутствует только первичная пленка и срединная диафрагма, которых принято называть поровой мембраной и замыкающей пленкой поры. В последней зоне присутствуют плазмодесменные каналы. Функцией пор является упрощение транспортировки влаги и питательных элементов между клетками. Произрастают поры в межклеточной перегородке.
  • Оболочка клетки – четко сформированная поверхность, полисахаридного вида, являющаяся результатом работы цитоплазмы. За ее формирование отвечают – эндоплазматическая сеть и аппарат Гольджи. В состав цитоплазмы входит бесцветная коллоидная система – гиалоплазма, создающая трансформацию золя в вещество геля. Ее основная задача состоит в группировании всех клеточных соединений в один механизм и  предоставление благоприятных условий, для процессов метаболизма в них.
  • Матрикс или гиалоплазма цитоплазмы – внутриклеточная природа. Содержит в составе воду и биополимеры: полисахариды, белки разностороннего характера. По химическому и действующему свойству, липиды, нуклеиновую кислоту, нуклеотиды, аминокислоты, моносахариды. Коллоидная среда, основанная на соединении воды и биополимеров, может иметь консистенцию в виде геля или золя – разжиженной субстанции. Ее водянистая или гелеобразная структура, заполняет полностью полость клетки, а так же может наблюдаться в отдельных участках. Также в гиалоплазме обитают органеллы и другие введения, сообщающиеся между собой.  Как правило, их месторасположение обусловлено видом клетки. Будучи статичной сферой, гиалоплазма, при помощи оболочки способна взаимодействовать с внешней межклеточной атмосферой и отвечает за  деятельность органелл и клеток.

Цитоплазма

Органоиды – составные части цитоплазмы. Являются неизбежными элементами в формировании цитоплазмы. Их микроскопический размер и форма обусловлены, а отсутствие или нарушение приводит клетку к гибели. Рассмотреть органоиды, можно только при наличии электронного микроскопа. Некоторые виды органоидов, склонны к репродукции и делению.

Урок по теме «Органы цветковых растений» (6-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 6

Цель: активизировать знания учащихся об органах цветковых растений, развить представления об их разнообразии, научить распознавать органы цветковых растений. Знакомство с биологическими понятиями.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

  1. Учебник: Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Сонин Н.И. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Живой организм” – М.: Дрофа, 2006.
  3. Презентация “Органы цветковых растений”.
  4. Гербарный материал.
  1. Проверка знаний учащихся. Проверку знаний по теме “Ткани растений и животных” целесообразно проводить в форме теста по вариантам (на 20–25мин.)(Приложение 1).
  2. Изучение нового материала. Фронтальная беседа с обучающимися с демонстрацией презентации “Органы цветковых растений”.

(Слайд 2). Ботаника – это наука, которая занимается изучением растений.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие растения называются цветковыми?
  2. Назовите органы цветкового растения? (Слайд 3).

? Что такое орган?

(Слайд 4.)Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, выполняющая какую – либо функцию и занимающая определенное местоположение в организме.

  • (Слайд 5.) Вегетативные органы растений.
  • (Слайд 6.).Корень – вегетативный орган растения, служащий для укрепления растения в почве, поглощения из него воды и минеральных веществ.
  • (Слайд 7,8.)Побег – часть стебля с расположенными на нем листьями и почками.

Стебель

Ось побега растения. Опора растения, проводит питательные вещества, осуществляет связь между корнями и листьями

Листья

Часть побега. Необходим для дыхания, образования питательных веществ, испарения воды.

Почки

Зачаточный побег (листовой и цветочный)

Презентация — Части растений 1 класс

Познание мира

1 класс

РастенияНа какие группы делятся
растения?

Группы растений

Деревья Кустарники

Травянистые растения

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

Спор частей растений

ПроблемаО чем спорили части
растения?

Кто же самый главный?

Слайд 9

Части растения – это корень, стебель, лист, цветок,
плод с семенами.

Все эти части есть у травянистых растений, кустарников, деревьев.Тема урока

Корни

Листья

Стебли

Цветы растений

Плоды

Семена

Определить части растениякореньстволстебельлистья
плодлистьяцветы

Доскажи словечко…Деревья высокие, а кустарники … (низкие)
У трав стебель, а у деревьев … (ствол)
У дерева один ствол, а у кустарника
(несколько, много)
У трав стебель тонкий, а у деревьев… (толстый)

Зимой и летом одним цветом

Кто же самый главный у частей растения?Все части растения важны.

.

Рефлексия Какая проблема стояла перед нами в начале урока? Как вы думаете, справились мы с поставленной задачей?Я узнал…
Я удивился…
Я запомнил…

Формула цветка

Для условного выражения строения цветков применяют формулы. Для составления формулы цветка используют следующие обозначения:

О.

Простой околоцветник, состоящий из одних чашелистиков или из одних лепестков, его части называют листочками околоцветника.

Ч Чашечка, состоит из чашелистиков
Л Венчик, состоит из лепестков
Т Тычинка
П Пестик
1,2,3… Количество элементов цветка обозначается цифрами
, Одинаковые части цветка, различающиеся по форме
( ) Сросшиеся части цветка
+ Расположение элементов в два круга
_ Верхняя или нижняя завязь – чёрточкой над или под цифрой, которая показывает количество пестиков
Неправильный цветок
* Правильный цветок
Однополый тычиночный цветок
Однополый пестичный цветок
Двуполый
Число частей цветка, превышающее 12

Пример формулы цветка вишни:

*Ч5Л5Т∞ П1

Белое золото — хлопчатник

Хлопчатник неспроста называют белым золотом, ведь именно этот вид прядильных растений дает хлопчатобумажной промышленности порядка 70% исходного сырья. Буквально несколько десятков лет назад на территории России располагалось около 700 тысяч гектаров площади под это культурное растение, то сейчас поля для его выращивания занимают больше 2,2 миллиона га.

Крупнейшие поля для возделывания хлопчатника находятся на территории Кавказа, Украины, Средней Азии. Россия же в этом вопросе занимает гораздо более высокие позиции, нежели США, Египет, Индия. По сравнению со временами СССР производство хлопчатника выросло почти в пять раз.

Особенности хлопчатника:

  • Однолетние или многолетние растения, выращивающиеся в регионах с тропическим и субтропическим климатом.
  • Имеет вид кустарников или небольших деревьев.
  • Плодовые культуры, в коробочках которых находятся посевные семена, покрытые длинными белоснежными волосками.
  • Хлопчатниковые волоски быстро отвердевают благодаря целлюлозе, содержащейся в них.
  • Относится к классу двудольных растений.

В сельхозе особо ценятся четыре вида хлопчатника — древовидный, травянистый, перуанский и обыкновенный. Они используются не только для производства тканей, ниток, ваты и так далее, но и для изготовления хлопкового масла. Примечательно, что из 1 тонны хлопка-сырца можно получить около трех тысяч тканей, 100 килограммов масла, 200 кг жмыха, использующегося для кормления крупного домашнего рогатого скота.

Интересные факты о хлопчатнике:

  1. Считается, что хлопководство — это древнее ремесло, уходящее своими корнями во времена до нашей эры.
  2. Самые древние хлопчатобумажные ткани были найдены археологами при раскопках в Синде. Им было на момент нахождения около 3 лет до нашей эры.
  3. Самыми дорогими ценными хлопковыми тканями считались те, что производились в Индии. Именно эта страна считается родиной прядильной культуры, о чем свидетельствуют персидские предания.
  4. Самые благоприятные условия для выращивания хлопчатника находятся в Египте.

Пестики

Пестик

Внутреннюю часть цветка занимают пестики. Количество их бывает от одного до десятка и более. Каждый пестик образован одним или многими сросшимися плодолистиками.

В нижней части пестика — завязи — находятся семязачатки (семяпочки). Из верхней его части в процессе эволюции образуется столбик, приподнимающий рыльце над пестиком. При отсутствии столбика рыльце называется сидячим. Завязь может быть верхняя, если она располагается на плоском или выпуклом цветоложе, а все остальные части цветка прикрепляются под пестиком. У цветков с нижней завязью вогнутое цветоложе срастается с ее стенкой, околоцветник и тычинки прикрепляются над пестиком.

Строение пестика

У завязи пестика находится полость — гнездо. Различают одно-, и многогнездную завязи. Многогнездная завязь образуется в результате срастания нескольких плодолистиков. Количество гнезд равно числу сросшихся плодолистиков. В каждом гнезде на стенках завязи формируются семязачатки (семяпочки), либо сидячие, либо на семяножках. Их бывает от одного (слива, вишня) до нескольких тысяч (мак, орхидные).

Задания для развития речи

Вот набор упражнений, которые можно использовать для проведения логопедических занятий с дошкольниками разного возраста:

Выбрать рисунок цветка и сосчитать по порядку (от 1 до 5), продолжая ряд:

один одуванчик — два одуванчика — три одуванчика…
одна ромашка –
один василек –
один мак –
одна маргаритка –

Запомни и опиши

Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку с выбранным цветком, а потом перевернуть карточку и описать подробно то, что увидел. Затем карточку нужно перевернуть и проверить ошибки.

Кто больше

Попросите назвать как можно больше луговых или садовых цветов. Задачу можно усложнить, если дополнительно указать цвет или вспоминать только лечебные растения.

Посмотри и расскажи

Предложите внимательно рассмотреть одну из сюжетных картин, а затем описать ее максимально подробно или составить к иллюстрации как можно больше вопросов.

Какой у тебя

Возьмите одну предметную картинку с цветком, покажите ее детям. Пусть каждый из них, по очереди, придумает слово, которое описывает этот рисунок. Например: цветок василек — синий, яркий, маленький.

Что бывает

Выберите одну картинку из набора Полевые цветы, покажите ее детям. Пусть каждый назовет, что бывает такое:

васильковые — глаза, речка, букет;
ромашковые — поляна, чай, шампунь;
маковые — поле, рулет, румянец;
незабудковые — платье, лента, небо.

Про что я говорю

Попросите назвать цветы, про которые можно сказать, что они:

яркие;
ароматные;
пышные;
крупные;
незаметные;
красивые;
белые;
красные.

Сравни два

Предложите описать сходство и различия между парами:

роза/пион;
колокольчик/лилия;
ромашка/маргаритка.

Как назвать

Подберите соответствующие иллюстрации и попросите детей правильно назвать:

букет из ромашек — ромашковый;
поле с маками — маковое;
куст с розами — розовый;
венок из лютиков — лютиковый;
цвет василька – васильковый.

Рассмотри и расскажи

Нужно составить по сериям сюжетных картинок историю о том, как:

цветок вырастает из семечка;
посадить цветущее растение в горшок;
сплести венок.

Листья

Лист – одна из важнейших частей растения, которая имеет большое значение.

Листья выполняют множество функций:

  • обеспечивают образование питательных веществ на свету;
  • поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород;
  • регулируют температуру у всего растения;
  • служат ценной кормовой базой для многих живых организмов, а культурные растения использует человек.

Листья у растений могут иметь самую разную форму, окраску и размер. Например, у хвойных деревьев листья – это иголки, у кактусов – острые колючки, а кувшинки Виктория лист такой большой и крепкий, что может удерживать на себе взрослого человека.

Рис. 2. Кувшинка Виктория.

Царство растений

Растения — объект изучения науки ботаники. Основы одной из старейших отраслей научного знания заложил Теофраст — ученик древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Современная ботаника представляет собой комплекс наук. Крупнейшие отрасли: морфология, физиология, систематика, происхождение растений. Отдельные крупные группы внутри биологического царства изучают частные ботанические науки. Например, предмет альгологии — водоросли.

Сходство строения клеток, механизмов обмена веществ и роста позволяют объединить растения с животными и грибами в группу эукариот.

Отличительные признаки растительного организма:

  • Автотрофное питание.
  • Пластиды в клетках;
  • Целлюлозная клеточная стенка.
  • Способность к постоянному росту.
  • Характер ответа на внешние изменения.
  • Относительная неподвижность.
  • Связь с субстратом.
  • Разветвленное тело.

Фотосинтез осуществляется в клетках, обладающих зелеными пластидами. Растения в экосистемах являются продуцентами, так как сами для себя создают органические вещества. Выделяемый при фотосинтезе кислород используют для аэробного дыхания другие живые организмы. Молекулы О2 образуют защитный озоновый экран в атмосфере (Рис. 1).

Царство растений (научное название Plantae) объединяет 12 отделов, из которых 4 — водоросли, 2 — мхи. В состав биологического царства также входят плауны, папоротники, хвойные и цветковые. Другие отделы представлены малым числом семейств, родов и видов.

Тело водорослей — талом (слоевище) — состоит из сходных по строению и функциям клеток. Вода обеспечивает водоросли (Algae) углекислым газом и кислородом, поддерживает тело, поэтому нет необходимости в механических тканях.

Высшие растения отличаются наличием тканей и органов. Сформированы многоклеточные органы полового и бесполого размножения. К высшим относятся споровые и семенные растения.

Как установили палеонтологи, низшие растения появились около 2 млрд. лет назад. Древние псилофиты вышли из воды на сушу. Это уже были высшие растения, лишенные корней, но имеющие сосуды — группы клеток для проведения воды к фотосинтезирующим клеткам. Сформировались защитные и механические ткани.

Выходу растений на сушу способствовали ароморфозы:

  • возникновение эукариотической клетки;
  • появление фотосинтеза;
  • многоклеточность, дифференциация клеток;
  • мейоз и оплодотворение;
  • обособление гаплоидного и диплоидного поколений, их чередование в цикле развития;
  • появление семени у древних папоротников;
  • формирование цветка.

Покрытосеменные, или цветковые, заняли господствующее положение в царстве растений после голосеменных. Многие виды и более крупные систематические группы низших растений исчезли полностью или угасают.

Понятие однодомных и двудомных цветов: какая у них формула пестика и тычинки, пример размножения?

Цветы огурцов — однодомные

Стоит отметить, что у разных растений может быть разная формула пестика и тычинки. И тычиночные, и пестичные цветки нередко располагаются на одном и том же растении. Благодаря этому культура становится способной к самоопылению, и не нуждается в сторонней помощи. Представители мира флоры, для которых характерно это качество, в ботанике называются однодомными. Примерами данной группы культур могут послужить тыква и огурцы.

Но есть и другая категория растений, которая носит название двудомной. В данном случае женские и мужские особи располагаются на разных экземплярах растительных культур. Поэтому для обеспечения процесса опыления необходимо участие насекомых. Широко известными представителями этой группы являются крапива двудомная, ива, осина.

Также существует понятие бесполых растений. О них идет речь в том случае, когда на поверхности культуры нет органов полового размножения.

Понятие однодомных и двудомных цветов

Ниже вы найдете пример размножения двудомных растений. Если с однодомными растительными культурами все просто и понятно, то особенности размножения двудомных экземпляров вызывают некоторое недоумение. На самом деле ничего в этом процессе сверхъестественного нет, но этот процесс действительно интересен. Рассмотрим на небольшом примере, как происходит опыление у двудомных растений.

Тополь — двудомное растение

  • Всем известно дерево под названием тополь. Это тоже типичный представитель категории двудомных растений.
  • В весенний период мужские особи тополя начинают рассыпать пыльцу, а летом женские экземпляры растения распространяют белый пух. Именно таким необычным и интересным способом происходит размножение этого дерева.
  • Тополиный пух содержит семена, которые не рассыпаются и не теряются именно благодаря пуховым нитям. Они прочно прикреплены к ним и могут спокойно отлетать от дерева-родителя на значительные расстояния.
  • Такой же необычный и интересный метод размножения характерен и для одуванчиков.

Поскольку двудомные растения нуждаются в участии насекомых в процессе опыления, урожайность плодово-ягодных культур и овощей во многом зависит от того, насколько активными являются осы, пчелы, шершни и т.д. Чем выше их активность, тем лучше урожай. И, следовательно, чем она ниже, тем меньше шансов на интенсивное и богатое плодоношение отдельных садовых и огородных культур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *