Дионис

Что это за праздник

Дионисии — второй по значимости праздник (после Панафинеи). Фактически дионисии состояли из двух праздников: сельские (малые) дионисии и большие (городские) дионисии, которые проходили в разное время года.

Примерный график мероприятий:

  • понедельник (9 элафеболиона) — чтение дифирамбов (в рамках больших дионисий);
  • вторник (10 элафеболиона) — комедии;
  • среда (11 элафеболиона) — чтение трилогий, трагедий и сатирических пьес;
  • четверг (12 элафеболиона) — чтение трилогий, трагедий и сатирических пьес;
  • пятница ( 13 элафеболиона) — чтение трилогий, трагедий и сатирических пьес;
  • суббота (14 элафеболиона) — фестиваль пандии (заключительная часть дионисий).

Также дионисии были неотъемлемой частью дионисийских мистерий.

Элементы дионисий встречались на минойском Крите, начиная с середины 2 в до н.э. Нет никаких свидетельств того, что это была новая традиция ахейских варваров. К этому времени были установлены традиции протодионисийского культа. По этой причине можно говорить о дионисиях как о древнейшей, доиндоарийской религии Крита.

Дионис — вечно новый бог, но при этом — очень древний. В библиотеке Пилоса была обнаружена табличка, на которой было начертано имя этого божества.

Культ Диониса имеет родопское происхождение: дионисийские мистерии проходили уже в эпоху Ликурга. В 5 в до н.э., Фивы (согласно преданию, именно там был зачат Дионис) был главным центром поклонения этому божеству.

Является ли культ Диониса религией рабов?

Что такое религия рабов, по определению классиков марксизма-ленинизма (не к ночи они будут помянуты)? Это прежде всего религиозное учение, направленное на то, чтобы оправдать существующую в мире систему классового неравенства и вселить в низшие слои общества ложную надежду на воздаяние за покорность эксплуататорам, ожидающее их в загробном мире. Свою концепцию они иллюстрировали цитатами из Священного Писания, претенциозно подобранными и ложно истолкованными.

Однако даже при таком узком и в корне неверном подходе, культ Дионисия нельзя связать с попытками решать или, наоборот, замалчивать социальные проблемы. Он никому ничего не обещал в будущем, а призывал лишь к тому, чтобы сегодня и сейчас сделать свою жизнь хоть немного теплее и радостнее. «Прервите ход серых будней, наполните кубки искрящимся вином и, взявшись за руки, пуститесь в пляс», − призывал он. О каком же рабстве тут может идти речь? Рабы способны только злобно шипеть и все глубже увязать в трясине своей беспросветной жизни.

Дионис в искусстве

Дионис — излюбленный персонаж скульпторов и художников. В античности были популярны сцены вакханалий, шествий Диониса и его спутников: ими украшали даже погребальные саркофаги.

Свадьба Диониса и Ариадны. Римский саркофаг III века. Фото: Wikimedia

В средневековье Диониса изображали как олицетворение осени — времени сбора урожая. А в эпоху Возрождения Дионис стал символизировать радость бытия и торжество жизни.

Бахус. Микеланджело. 1497

В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»

Венера, Амур, Вакх и Церера. Питер Пауль Рубенс. 1612-1613

На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus ( Без Вакха и Цереры в Венере жару нет ).

Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».

Мифологический образ Диониса

Дионис — бог чего? Это имя исследователи связывают с именем царя Мидаса. В ситуации исчезновения мудрого советника Силена царь нашел его у Мидаса. Когда встал вопрос о том, что необходимо вернуть советника, Мидас потребовал, чтобы исполнили одно из его желаний. Дионису было загадано сделать так, чтобы при прикосновении царя к предметам они сразу становились золотом. Но со временем жадному царю стало ясно, что он не может даже попить воды. И поэтому Мидас стал умолять Диониса вернуть все, как было. Его просьба была удовлетворена богом, который опекал урожай, виноделие и плодородие, а также театр. Снять с Мидаса заклятие пришлось, окунув его в воды реки.

  • Символ или атрибут Диониса: виноград, виноградники.
  • Сильные стороны: Дионис — создатель вина. Он также встряхивает вещи, когда становится скучно.
  • Недостатки: бог опьянения и пьянства, он часто преследует.
  • Родители: Зевс и Семела, которая неразумно просила увидеть Зевса в его реальной форме; он появился в виде грома и молнии, и Семела была поглощена. Но Зевс спас своего ребенка из пепла ее тела.
  • Супруга: самая известная из них — Ариадна, критская принцесса-жрица, которая помогала Тесею победить Минотавра на одном из островов. К счастью, Деонис быстро нашел и успокоил брошенную принцессу, предложив ей брак.
  • Дети: несколько детей Ариадны, включая Энопиона и Стафила, которые связаны с виноградом и виноделием.

Альтернативная версия происхождения

Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.

Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.

Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.

Воплощения Диониса[править]

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры <ref>Diod. Ill 62, 2-28</ref>. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре <ref>Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297</ref>, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам <ref>Eur. Bacch. 556-559</ref> или сестре Семелы <ref>Ино Apollod. III 4, 3</ref>. Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию <ref>Apollod. III 5, 1</ref>. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы <ref>Apollod. III 5, 3</ref>. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов <ref>Hymn. Hom. VII</ref>. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. <ref>Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608</ref>. Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке <ref>618, 920-923</ref> и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. <ref>Apollod. epit. I 9</ref>. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин <ref>Eur. Bacch. 135-167, 680-770</ref>. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены <ref>616-626</ref>. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное <ref>Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152</ref>. На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми <ref>Apollod. III 5, 1</ref>.

Рождение Диониса

Разобравшись кратко, бог чего в греческой мифологии Дионис (Вакх), следует рассказать и о его биографии. Тем более, что далеко не каждый бог Эллады может похвастать столь необычным происхождением.

Итак, история Диониса, бога вина и веселья, началась в славном городе Фивы. Именно там жила Семела — дочь местного правителя. Она была так красива, что Зевс в очередной раз не удержался перед искусом, влюбился в неё и нередко заглядывал в гости.

Гера, супруга неверного Зевса, долгое время терпела и смотрела на происходящее сквозь пальцы. Только когда Семела забеременела, она решила отомстить смертной, посмевшей занимать место в помыслах главы Олимпа. Проникнув к ней в покои, Гера приняла облик кормилицы Семелы и подговорила несчастную попросить Зевса предстать перед нею в истинном облике. А заодно научила, как заставить бога выполнить просьбу.

И когда герой-любовник навестил беременную возлюбленную в очередной раз, она упросила Зевса, выполнить его желание. А когда тот пообещал сделать это, потребовала, чтобы он поклялся водами Стикса — такую клятву не под силу нарушить даже богам. И уже после этого бедная Семела высказала желание — чтобы тот приял свой истинный, божественный вид. Зевс, связанный клятвой, не смог отказать ей и исполнил просьбу. Однако истинная мощь громовержца не предназначена для дворцов, построенных простыми смертными. В результате покои загорелись, а перепуганная Селена разродилась ранними родами (по некоторым данным сгорела живьем, но Зевс успел спасти младенца).

Дионис родился настолько слабым, что наверняка не выжил бы. Но Зевс не хотел потерять сына и зашил его в свое бедро. Лишь спустя несколько месяцев, когда ребенок подрос и окреп, бог извлек сына из бедра. Таким образом Дионис родился во второй раз — отсюда и одна из ипостасей греческого бога Диониса (Бахуса), называемая Дигон или рожденный дважды.

Первый верховный бог Древней Греции

Кронос или Хронов – бог и хранитель времени. Он был самым младшим из сыновей богини земли Геры и бога небес Урана. Мать любила его, лелеяла и во всем потакала. Однако Кронос вырос очень амбициозным и жестоким. Однажды Гера услышала предсказание о том, что погибелью Кроноса станет его сын. Но она решила сохранить это в тайне.

А тем временем Кронос убил своего отца и получил верховную власть. Он обосновался на горе Олимп, которая уходила прямо в небеса. Отсюда и появилось такое название греческих богов, как олимпийцы. Когда Кронос решил жениться, мать рассказала ему о пророчестве. И он нашел выход – стал проглатывать всех своих рожденных детей. Его бедная жена Рея пришла в ужас, но убедить мужа в обратном ей не удалось. Тогда своего третьего сына (маленького Зевса) она спрятала от Кроноса на острове Крите под присмотром лесных нимф. Именно Зевс и стал погибелью Кроноса. Когда он вырос, отправился на Олимп и сверг отца, при этом заставив его отрыгнуть всех своих братьев.

Сорт винограда “Викинг”

Сегодня ареал выращивания винограда перестал ограничиваться южными территориями.

Благодаря новым способам разведения и защиты, плетущиеся и плодоносящие лианы стали появляться почти в каждом саду.

Существует много различных сортов винограда, которые отличаются и внешним видом, и вкусовыми качествами.

Одним из новых видов является «Викинг» – столовый сорт винограда. О нем и пойдет речь.

Описание сорта винограда «Викинг»

Сорт винограда «Викинг» является плодом трудов селекционера Загорулько В.С. и получен при скрещивании сортов ЗОС-1 и «Кодрянка».

Достоинства:

  • достаточно высокая морозоустойчивость
  • прекрасный вкус ягод
  • быстрое созревание

Недостатки:

  • средний объем урожая
  • сильно поражается милдью, оидиумом

Об особенностях посадки сорта

Между двумя кустами должно быть достаточно пространства, поэтому расстояние между саженцами должно быть примерно 2,5 – 3 м.

Вызревший прирост должен быть не менее 20 см с 4 – 5 почками.

Советы по уходу за «Викингом»

«Викинг» не любит переизбытка воды , поэтому с поливом нужно быть аккуратным.

Поливать виноград нужно в период с середины апреля до середины октября.

Первый раз полив производится в начале сезона, сразу после того, как была произведена сухая подвязка побегов.

В третий раз производить полив нужно при достижении побегами длины 25 – 30 см.

Шестой полив способствует размягчению ягод грозди.

Так как «Викинг» является достаточно морозоустойчивым сортом, то второй слой полиэтилена лозам этого винограда не нужен.

Очень важно, чтобы побеги не касались покрытия, иначе будут образовываться морозобоины. Торцы пленки нужно оставить открытыми для доступа воздуха, но закрыть их все же придется, когда температура упадет ниже 8 -10 °С

Торцы пленки нужно оставить открытыми для доступа воздуха, но закрыть их все же придется, когда температура упадет ниже 8 -10 °С.

Также интересно прочитать про лучшие сорта розового винограда

Обрезать виноградные лозы нужно осенью, что даст возможность лучше его укрыть.

Важно удалять лишние побеги, чтобы осталось 3 – 8 рукава (плодоносящие побеги, которые растут под углом из земли). https://www.youtube.com/embed/VezxhWXgWQc

Сорт «Викинг», как и любой другой виноград, нуждается в регулярной подкормке для лучшего плодоношения.

Органику нужно вносить раз в 2 – 3 года по 15 кг на куст, засыпая удобрения в ямы глубиной 50 см, выкопанные по периферии куста.

«Викинг» может сильно повреждаться милдью и оидиумом, поэтому нужно защитить кусты от воздействия этих грибных заболеваний.

Свидетельством того, что виноград поврежден милдью, является появление на листьях желтых маслянистых пятен.

Дионис, он же Вакх, он же бог виноделия

Между Дионисом и Иисусом очень много общего, разве что Дионис более необузданный и не только превращал вино в воду, но и всячески пропагандировал главный напиток эллинистической культуры. Иешуа был в этом плане поскромнее. Вот, кстати, первое сходство. Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галлилейской. Но Дионису это тоже было свойственно — как-никак, бог виноделия, а по совместительству растительности, виноградарства, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Едем дальше. Родился Дионис от смертной девы и бога по имени Зевс. Всё как обычно с детьми громовержца: пришел в гости к Семеле, дочери фиванского царя, а та от восторга забеременела. Вот тут, конечно, видны различия, ибо папа фиванской девы был легендарен — Кадм, да и сама Семела не похожа на благочестивую невинную и набожную красавицу. Да и сам процесс зачатия выглядел весьма обыденно, так же, как и у твоих мамки с папкой, только довольны были обе стороны, и грандиозности было побольше. Греческие боги плодились как люди, без голубей, и были подвержены тем же страстям.

К тому же, Семела, в отличие от пресвятой Богородицы, не пережила своего сына. У Зевса была официальная жена Гера — безобразная, бессмысленная и ревнивая, которая прославилась разве что попытками убить внебрачных детей мужа и их матерей. Не всегда получалось, но вот с Семелой удалось. Дело в том, что во всех мифологиях и религиях человек не способен пережить истинный образ Бога, даже олимпийцы являлись то в виде дикого скота, то в образе смертных. Зевс явился в блеске своего величия, с громом и молниями, предстал перед ней в пламени перунов, и смертная женщина не выдержала небесного огня — то ли сгорела, то ли умерла от ужаса. Зевс спас от гибели недоношенный плод, вложив его в свое бедро, и, когда наступило время, произвел на свет Диониса. Иисус родился природным путем, но в хлеву. А Дионис из батиной ноги, но на Олимпе.

У Иисуса и Диониса с первых пор была одна и та же проблема — никто не знал про их учения. Иисус проповедовал, и его свитой были 13 учеников-апостолов. У Диониса всё куда веселее — он путешествовал по городам и весям со своей свитой из нимф и сатиров и обучал людей виноделию. Кстати, вот еще пара забавных сходств: греческого винодела называли «царем царей» и «сыном божьим», а после смерти он воскрес.

Пару слов о том, как появилось виноделие. У Диониса был друг-сатир, которого как-то забодал бык. В слезах и горе Дионис полил труп лучшего друга цветочным нектаром, из которого выросла лоза винограда. Сок этого винограда стал пьянящим. Так Дионис и стал богом виноделия. Запоминай, как делается вино.

Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом. Однажды он обратился в быка и был растерзан титанами. Но супербожеские суперспособности привели его в чувства. Кстати, находили монеты с надписями на греческом, на которых, предположительно, изображался распятый Дионис. Но полумесяц говорит о воскрешении мученика. Что это? Скорее всего, это часть какого-то не дошедшего до нас мифа. Со смертью у Диониса тоже много чего связано, например, погружение в царство мертвых и символическая победа над смертью — он вывел оттуда свою мать Семелу.

Ну и наконец, еще раз про вино. Во многих культурах оно символизировало кровь и потреблялось как кровь того или иного божества.

Дионис в мифологии

Отец Диониса — Зевс

Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши — Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.

Коварная Гера предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.

Гера

Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису Гермеса, который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).

Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально — Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.

Гермес

Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис — вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.

Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.

Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен — учитель Диониса.

Дионис

Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.

Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал — проницательный бандит, заступившийся на юного бога.

Афродита

Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица Афродита. Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.

До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.

Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала Ариадна, прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным Тесеем, девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.

Дионис и Ариадна

Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной — такой подарок сделал Зевс любимому сыну.

Пекко

Финно-угорское божество, которое почитали эстонцы, финны и саамы, причем, саамы и часть эстонцев поклонялись ему вплоть до 20-го века. Пекко был подателем благополучия, урожая и хмеля. Во время празднеств в его честь, которые проходили в конце лета, полагалось подносить пиво деревянному идолу, изображавшему это божество. Считалось, что этот дух довольно своенравен и не придет, если хорошенько не позвать его, поэтому праздник начинался с призывов: «Пекко, Пекко приходи пить пиво!». И он приходил.

В следующей части статьи мы расскажем о том, какие боги бухла были и существуют до сих пор в Азии, Африке и Америке.

Оправданный дебошир

Как известно, пьянство до добра не доводит, и история Диониса является ярким тому примером. Из легенд явствует, что со временем развеселый бог стал впадать в безумие и устраивать самые разнузданные дебоши, что, впрочем, случается и с простыми смертными, не знающими меры в спиртном. Рассказывают, будто однажды дело дошло аж до убийства какого-то эллина, попавшего ему под горячую руку.

Но так уж повелось, что «небожителей» всегда стараются обелить, свалив их вину на кого-то другого. Вот и пьяные выходки Диониса греки объяснили колдовством, якобы насланным на него все той же коварной Герой. Ревнивица же не стала оправдываться и взяла вину на себя. Подобная версия сделалась общепринятой потому, что культ Диониса – это, как утверждали сами эллины, часть их духовного наследия.

Надо заметить, что со временем дебошир стал проявлять агрессивность к тем, кто не желал вместе с ним пьянствовать и упорно отклонял его приглашения. Например, в одной из легенд говорится, что фракийского царя Лигурга – убежденного трезвенника и поборника здорового образа жизни – он лишил разума, и тот в порыве неистовства зарубил топором собственного сына, приняв его за виноградную лозу. Столь же печальной была и участь дочерей царя Минея, отказавшихся участвовать в оргии и поплатившихся за это рассудком. Несчастные девы буквально растерзали приехавшего в гости к их отцу правителя города Фивы. Много и других подобных эпизодов приводится в древнегреческой мифологии.

Интересные факты

Мы привыкли видеть в этом Боге личность, которая была бы полностью поглощена земледелием и созданием терпких вин, но есть и менее распространенные, но боле захватывающие ведомости о его существовании:

Пиво также является творением Диониса
Гора в Мессении называется Ева, потому что именно этот клич воспроизвели окружающие Бога девушки, находясь у ее подножия.
Благодаря Дионису, осел считается священным животным. История такова: они с Гефестом отправились бороться с Гигантами, сидя на ослах

Животные издали жуткий рёв, который напугал даже огромных существ, тем сама прогнав их.
Чтоб сделать приятное своей жене Гере и отвлечь ее внимание от реального покровителя земледелия, Зевс подарил ей призрака в обличье Диониса.
Считается, что он изобрел первый плуг и самостоятельно вспахивал им землю.

Дионис – последний из двенадцати главным олимпийских Богов, тем не менее именно в честь него устраиваются самые яркие и веселые празднества. Происходит состязание комической и трагической поэзии, театральных постановок. На столах всегда много вина и закусок. В период вакханалий справляется много свадеб и все вокруг наполняется атмосферой веселья.

Сельские дионисии

Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.

Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.

Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.

На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.

Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.

Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.

Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.

В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.

В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.

Дионисийские мистерии

Феномен дионисийских мистерий (оргий, вакханалий), шествий менад, не разгадан до сих пор. До сих пор неясно, что стояло за этим культом, и каковы были его движущие силы.

Вакханалии — мистические празднества в честь Диониса (Вакха). Проводились они тайно, под покровом ночи. Эти празднества характеризовались совершенно исступленным разгулом: в людях просыпались самые низшие, животные страсти. Очень часто вакханалии сопровождались изнасилованиями и убийствами.

Вино текло рекой, оно бодрило и раскрепощало. Музыканты исполняли ритмичную музыку, танцовщики сходились в ритуальном танце.

В основном использовались некие трансовые техники: пение, раскачивание, круговые танцы. Люди, участвовавшие в этом индуцировали друг друга, и как будто передавали друг другу свою энергию. Круговой экстатический танец назывался у греков “дифирамбос” — отсюда же пошло знаменитое слово “дифирамб”.

В экстатическое состояние участников мистерий вводило и молодое вино. Человек не чувствовал никакого голода, а в толпе себе подобных он ощущал необыкновенный духовный подъем. А самое главное заключалось в том, что он находился на празднестве не ради пьянки, и не с целью общения с другими людьми, а для соединения с Дионисом.

В тот момент, когда дифирамб достигал своего апогея, люди, вовлеченные в этот танец, ощущали себя “энтеос” — преисполненными божеством.

Далее к вакханкам присединялись мужчины с тирсами, и мистерия превращалась в оргию — именно поэтому слово “вакханалия” позже приобрело нарицательное значение.

Все вместе это способствовало экзальтации всех чувств. В итоге участники празднества доходили до состояния, которое граничило с безумием (отсюда пошли выражения “экстаз” и “эйфория”).

Особенно в этом смысле выделялись менады (от слова “мания” — безумие), которых также называли вакханками. Существует миф, согласно которому вакханки во время вот такой мистерии убили великого музыканта и певца, сладкоголосого Орфея.

По некоторым сведениям, в порыве “священного безумия” эти женщины могли голыми руками растерзать стадо быков.

Изначально дионисийские мистерии преследовали цель освобождения души от всего земного, и ее соединение в экстазе с вселенной. Таким образом доказывался факт того, что душа является бессмертной. Но с течением времени культ сводился к безумным оргиям, что приводило к удручающим последствиям.

Чтобы остановить волну насилия, власти приняли решение проводить дионисийские мистерии только на Парнасе, и только 1 раз в 2 года. В остальной Греции вакханалии были приурочены к праздникам садоводов/земледельцев. Время безумия прошло — легким напоминанием об этом служили только игры ряженых. Также со временем было решено отказаться от кровавых жертвоприношений — их заменили подношением Дионису плодов.

Еще во время дионисийских мистерий устраивались орибасии (танцы в горах). Этот ритуал был описан Еврипидом в “Вакханках”. Один раз в 2 года жрица Диониса уводила женщин далеко в горы. Ночью, в период зимнего солнцестояния, они скитались по горам в течение определенного времени, и нередко гибли там.

Странные “забеги” по горам и во время вакханалий объяснялись тем, что вакханки видели перед собой бегущего Диониса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *